Памятник Александру III

в Санкт-Петербурге

Работа над памятником


В 1902 году был объявлен Всероссийский конкурс на проект памятника Александру III. В Петербург прибыло пять скульпторов, работы которых оценивала царская семья. Победил проект Паоло Трубуцкого, молодого скульптора из Италии.

На Невском проспекте близ Александро-Невской лавры был сооружен павильон для работ над монументом. Здание было со стеклянной крышей, с лестницами и выносными площадками, высокими стремянками, стелажами и столами, которые были заставленны работами. В мастерской Трубецкого царила весьма необычная обстановка, у него жили 32 собаки, 2 оленя, 2 медведя, баран, волк и заяц. Паоло Турбецкой как и другие творческие люди работал по ночам при электрическом свете. В его мастерской горели яркие лампы и сам повильон напоминал огромный фонарь. В глубине павильона на помосте стояла модель памятника, рядом на стене огромное количество фотографий Александра III.

За время работы мастер создал восемь вариантов памятника, четыре в натуральную величину и две в масштабе самого памятника. Сперва Трубецкой предполагал изваять монарха сидящим и для того чтобы "привязать" памятник к местности было создана специальная подвижная модель. После своеобразной примерки скульптор решил изменить памятник и остановился на конной статуи императора. Для фигуры лошади был выбран тяжеловесный и массивный скакун породы першерон. Отливка памятника осуществлялась мастером-литейщиком Э. Сперати, которого специально пригласили из Турина. Пьедестал выполнен из валаамского розового гранита.

Трубецкой, несмотря на огромное количество фотографий, не мог воссоздать облик императора. Скульптор вспоминал: "Я никогда не видел покойного императора, поэтому понадобилось много фотографий. Кроме этого я повсюду искал натурщика. Я объездил многие казармы, и в конце концов нашел фельдфебеля Пустова, который по фигуре напоминал Государя". Для Пустова работа натурщика была в новинку, о ней он говорил так: "...На меня мундир как раз пришелся. Князь Трубецкой остался мною доволен и велел сесть на коня. Так как я служил в пехоте, то доложил, что никогда не ездил верхом. Лошадь стояла смирно. Мне было страшно. 3 человека помогали мне сесть и держали, чтобы я не упал". Позже фельдфебель привык позировать без поддержки и позировал он так старательно, что в течение одного-двух часов не шевелился.

С первого дня работы складывались неоднозначные взгляды на памятник. Великий князь Владимир Александрович видел в скульптуре карикатуру на брата. Однако вдовствующая императрица Мария Федоровна была довольна абсолютным портретным сходством и дала разрешение на установку памятника. Местом для памятника была выбрана Знаменская площадь. Конная статуя должна была стоять лицом к Николаевскому (ныне Московскому) вокзалу, т.е. к начальной станции Сибирской железной дороги.

18.03.2008
Директор Русского музея Владимир Гусев заявил, что считает правильной идею о переносе памятника Александру III на площадь Восстания. Мнение директора Государственного Эрмитажа, члена Общественного совета по вопросам градостроительства и архитектуры при губернаторе Санкт-Петербурга Михаила Пиотровский прямо противоположно.
подробнее →
Фрагмент памятника Александру IIIПамятник Александру III во дворе Мраморного дворцаБроневик у Мраморного дворцаИмператор Александр III Александрович