Памятник Александру III

в Санкт-Петербурге

Мнения общественности


Ещё во время работы над скульптурой мнения о памятнике и создателе складывались весьма противоречивые. Говорят, что сам император Николай II, ещё до торжественного открытия, высказывал желание "отправить его в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорбленных сыновьих глаз". Брат императора Александра III, великий князь Владимир Александрович видел в скульптуре злую карикатуру на царя миротворца. Сам автор Паоло Трубецкой был доволен и считал памятник Александру III своей лучшей работой.

После открытия монумента на Знаменской площади, общественность разделилась на два лагеря: одни, и их было подавляющее большинство, считали памятник оскорбительным и требовали снести его, другие говорили о скульптуре как о шедевре.

Газета "Новое время" писала: "1000 человек у монумента - и все стоят с той безмолвной и презрительно удивленной улыбкой. Какая же это лошадь? Сзади словно боров какой-то. О фигуре самого императора - из уважения не говорят".

В "Петербургской газете" делился впечатлениями Владимир Маковский: "...больно за великий памятник, Великого Государя. Больно за бедных обывателей, за обезображенную площадь. За громадные деньги, загубленные так неудачно".

Другие газеты сообщали технические подробности: "...на колоссальный монумент Александра III пошло около 500 пудов художественной бронзы. Одного пластилина выписано из Италии приблизительно на 1000 рублей. Гипс из Парижа, глина русская из Полюстрово, стоимость отливки 65 000 рублей".

Представители императорской Академии художеств сетовали: "Господа, я очень любил Александра III и не могу смотреть на эту грубую вещь, проезжая мимо, я порчу нервы" ... "Господа, господа, это карикатура на сапоги, на лошадь, на шапку, сплошная карикатура. Это не лошадь, а зверь какой-то...".

Живописец Чистяков: "Не лошадь, а грубая скамейка, сработанная топором. Ну, а фигура царя на что похожа?".

Репин: "Верно, верно? Толстозадый солдафон, тут он весь, тут он весь. Тут и все его царство! Я поздравляю себя, всю Россию и все наше потомство с гениальным произведением искусства".

Появились эпиграммы посвященные памятнику:
Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест.
-- В. В. Долгов. Русское искусство во II половине XIX - начале ХХ века // Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней
Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь ещё царь-жопа.
-- Эпиграмма А. Рославлева (В. Васильев "Русская эпиграмма". -- М.: Художественная литература, 1990)

В послереволюционный период памятник также подвергался критике. Популярно было четверостишие поэта Демьяна Бедного:

"Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья.
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья"

Но, несмотря на эту сокрушающую критику, были и поклонники памятника, которые считали его шедевром и преклонялись перед талантом Трубецкого. Число таких людей с годами только росло.

После открытия памятника газета "Золотое руно" писала: "Открытый недавно памятник Александру III на Знаменской площади являет собой великое торжество русского искусства. Грандиозный монумент воплотил в себе с гениальной силой всю жестокую правду всероссийского тупика и его исторические причины. ...Хрипящий зверь сказочной силы под бесстрастным всадником, забывшим про него и устремившим фантастический взор в роковую даль, водружен на простой до дерзости пьедестал. Лепка совершенная в своей дикости впервые открыла истинное дарование П. Трубецкого. В статуе на площади в Петербурге был смысл столь глубокий и столь действенный, которого в никакой другой скульптуре наших площадей не было...".

В советский период в 1938 года Русский музей, после постановления о демонтаже памятника, заявил о том, считает произведение Трубецкого "Пугало" ценным, как в художественном, так и в историческом отношении. Согласны принять его на хранение на одном из внутренних дворов.

После многих лет знатоки искусства, историки, обыватели не могут придти к единому мнению относительно памятника императору Александру III. Однако, такая жаркая полемика, заставляет думать о монументе как о выдающемся произведении мастера Паоло Трубецкого, которое, безусловно, имеет право на существование.

09.06.2011
Общественная организация «Бородино-2012» проводит праздничное историческое шествие, приуроченное к годовщине парада в честь 100-летия Бородинского сражения и открытия памятника Александру III...
подробнее →
Броневик у Мраморного дворцаИмператор Александр III АлександровичПамятник Александру III во дворе Мраморного дворцаФрагмент памятника Александру III